Базовые познавательные навыки (когнитивные психотехники): воображение (фантазия), сосредоточение (концентрация), сравнение

ВложениеРазмер
Image icon уровни когнитивных навыков86.39 KB
Image icon cognitiveskills.jpg74.93 KB

 Размышляя о когнитивном образовании, пришел к неизбежному выводу о том, что когнитивные навыки можно ( и нужно ) также развивать ,  как и качать мускулы. Лучше с детства и всю жизнь.

Из чего же состоят когнитивные навыки? Как я не старался, но получается что в основе всего разнообразия методов познания лежит всего три  четыре  пять основных способа мышления (назовем это базовыми когнитивными психотехниками, базовыми познавательными навыками). По всей видимости, это минимально-необходимый набор, так как отсутствие любой из этих психотехник ведёт к неспособности к ряду когнитивных операций,  и, наоборот, перекос, гипертрофия любой из них – к расстройствам психики.  Итак, в студию:

  1. Сосредоточение (фокусировка, концентрация на чём-то одном),
  2. Сравнение (сопоставление свойств),
  3. Воображение (фантазия):
    1. Образное воображение,
    2. Символьное воображение (упаковка, свертка смысла, инкапсуляция) - см...
    3. Временное воображение (свертка-развертка во времени, синхронно-диахронное преобразование ) - подробности.

Важно, что операции с памятью (запоминание и вспоминание) - я отношу к субкогнитивным - обеспечивающим функциям, которые, при их безусловной важности, новых знаний не создают. Конечно, развитие памяти безусловно важно, так как неразвитость памяти не позволяет развивать когнитивные функции более высокого уровня.

Важно также, что первые два навыка - сосредоточение и сравнение - проявляются не только у человека, но и у животных. Воображение появляется только вместе с неокортексом - у высших животных. А абстрактное (символьное) воображение - свойственно в полной степени только человеку и, в некоторой степени, - высшим приматам и дельфинам.

Рассмотрим, как раскладываются основные  познавательные  навыки в этих координатах.

;

  • Поиск  - перебирание и сравнение искомого образца-паттерна с хранящимися в памяти.
  • Декомпозицияпоиск в объекте (системе) известных компонентов (подсистем) и их выделение (сосредоточение на них).
  • Комбинирование (перестановка, перебор) - перебирание и удержание в памяти нескольких воспоминаний (объектов, компонентов и т.д.) и воображение их вместе. 
  • Анализ:
    1. воображение объекта,
    2. декомпозиция его,  
    3. сравнение, сопоставление свойств объектов.
  • Синтез (придумывание нового):
    1. воображение конечного результата,  
    2. комбинирование объектов,
    3. сравнение с конечным результатом,
    4. перекомбинация (несколько итераций), 
    5. сосредоточение на варианте, наиболее близком  к конечному результату.
  •  Дедукция (от общего к частному) –
    1. анализ  совокупности объектов,
    2. выбор общего свойства,
    3.   синтез результата с этим свойством.
  • Редукция (сокращение) :
    1. анализ совокупности объектов,
    2. выбор "неважных" свойств,
    3. синтез результата без этих свойств.
  • Индукция, обобщение (от частного к общему):
    1. анализ,  
    2. сравнение свойств,
    3. сосредоточение на  общих свойствах,
    4. синтез результата с общим свойсвтом.
  •  Абдукция:
    1. анализ,
    2. сравнение свойств,
    3. синтез результата с заданным свойством.
  • Наименование, обозначение, придумывание названий -  - см. статью 
    1. Сравнение
    2. Индукция, обобщение
    3. СВЕРТКА (абстрагирование и инкапсуляция)
    4. выбор названия (см. способы наименования )

Проектирование (планирование):

  1. синтез + дедукция (воображение (целеполагание),
  2. сосредоточение (выбор цели),
  3. воображение (декомпозиция работ),
  4. сравнение (способов выполнения),
  5. сосредоточение (на выбранных шагах),

Рефлексия:

  1. сосредоточение на опыте,
  2. воображение идеального результата,
  3. сравнение с опытом,
  4. переход к проектированию улучшения.

С позиции отклонения в развитии базовых когнитивных навыков могут быть объяснены и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА:

  •  Бред: неконтролируемое воображение.
  •  Шизофрения, множественная личность: воображение и сравнения без сосредоточения.
  •  Маниакальность, аутизм: гиперсосредоточенность.
  • Паранойя: воображение и сосредоточенность без сравнения.

 

Поэтому можно сказать, что когнитивное образование будет в десятки раз эффективнее существующего: ученика не нужно обучать десяткам предметов, а достаточно отточить эти ЧЕТЫРЕ базовых когнитивных навыка и научить ими пользоваться! ДАЛЬШЕ ОН РАЗБЕРЕТСЯ САМ!

Более того, развивая "опорно-двигательную систему" памяти и "прокачивая мускулы" базовых познавательных навыков - дальше, шаг за шагом "делая гимнастические упражнения" комплексных навыков - можно освоить, а потом и выйти "на спортивный акробатический уровень" познания - проектирования, рефлексии, исследования. И становится понятно, что наоборот не получится - нельзя научить человека рефлексии, если у него не развиты память, воображение, сосредоточение, сравнение, наименование.

Это же открывает возможность создания полноценного искусственного интеллекта, способного рассуждать в "человеческой" понятийной системе координат.

Интересно посмотреть из этих координат на наиболее известные психические заболевания: видно, что они являются следствие дисбаланса базовых познавательных функций:

В результате вырисовались следующие вопросы для дальнейшего исследования:

1.       Какими упражнениями лучше  развивать у детей и взрослых воображение, сосредоточение и сравнение?

2.       Можно ли лечить девианты психики, «прокачивая» недостающие психотехники?

3.       Действительно ли базовых когнитивных навыков всего четыре? Какие могут быть еще?

4.       Возможно ли трансперсонализация, групповые применения этих психотехник?

5.  Как отразить эти навыки в виде операций в семантическом пространстве?

См. далее: Чтение как когнитивный навык, процесс