Чтение как когнитивный навык, процесс
Рассмотрим чтение, как когнитивный навык.
Ребенка мы обычно учим читать по буквам: М-А-М-А. Попытаемся представить, что происходит в это время в сознании ребенка:
1. Распознавание (поиск-сравнение) буквы с известными формами,
2. Воспроизведение фонемы (проговорил «про себя» букву, видно как губы шевелятся),
3. Запоминание звука,
4. Конструирование из фонем слогов («сложил» буквы в слог),
5. Конструирование из слогов слова (проговорил все слово),
6. Распознавание слова по звуковому ряду,
7. Ура! Прочитал! Это слово - «МАМА»!!!
Да, непростое это дело – научиться читать. Часть навыков потом автоматизируется, шевеления губ уже незаметно, однако расход «вычислительного ресурса» мозга огромный. И часть людей так и остается на этом уровне чтения.
Однако есть еще один способ чтения - чтение по словам. Там всего один этап:
1. Распознавание слов по написанию (поиск-сравнение со словами и даже целыми фразами в памяти),
2. И ВСЕ! Прочитано!
А дальше можно играться с полученным смыслом сколько угодно: рисовать в воображении картинку происходящего, сопоставлять с другими смыслами. Вот почему чтение «по словам» дает многократный выигрыш в скорости. На этом и основаны методики скорочтения.
Для реализации этого навыка нужно просто… всего-лишь… помнить больше слов… А чтобы помнить больше слов надо … Читать больше!
Однако, если мы встречаем незнакомое слово, то возвращаемся к чтению по буквам. Поэтому (известные мне) методики скорочтения резко падают в эффективности на текстах с большой плотностью новых терминов. Все равно приходится распознавать по буквам и увязывать в семантическое пространство новые термины….
Интересно, что побочным эффектом «чтения по словам» является так называемая «врожденная грамотность» - когда человек «интуитивно» правильно ставит запятые, безударные гласные, «тся» и «ться» в глаголах. Ничего «врожденного» и «интуитивного» на самом деле здесь нет – человек сразу извлекает из памяти образ написания всего слова или даже расстановку знаков препинания в предложениях. А поскольку книги всё ещё вычитываются образованными людьми, то человек многочитающий будет писать более грамотно, чем малочитающий. И наоборот, если человек «проговаривает» слово про себя, по буквами, то, с большой вероятностью, он напишет его «как слышит», то есть с характерным набором ошибок.