ГУЛАГ и криминальная революция 90-х

Интересно состыковались у меня две линии мысли… Разыскивая причины распространения мародёрской этики в  обществе, я снова наткнулся на ГУЛАГ. Как я уже писал, я считаю систем ГУЛАГа одной из главных ошибок И.В. Сталина, разрушивших его Империю через поколение после его смерти.

 

 

В  лагерях тон задавали уголовники, устанавливали свои правила поведения. «Блатная романтика»,  о которой замечательно написал Варлам Шаламов в «Очерках преступного мира», представляет собой катехезис этой самой мародёрской этики.

 

Находясь в заключении, интеллигенция, люди тонкие душевно, не смогли противиться воровскому террору и были вынуждены жить по «понятиям». В компенсации, в самооправдание, они находили эти понятия «романтичными», и, преломив их через свой интеллект, талант, получали некий «робин-гудовский» образ вора, уголовника. Приняв блатную этику внутрь, сохранив её в себе, они сформировали новый, социально-приемлемый образ воровской жизни. В результате воровские мемы: песни, например такие, как  «Мурка», «Гоп-стоп»,   оказались обработаны талантливыми музыкантами и вошли в советскую  культуру.

 

Но не только интеллигенция несла «понятия» в общество. Управленцы, которые прошли лагерную школу, получали качественно иное видение человеческих отношений, которому ни в одной партшколе не учили. Они видели, что с человеком можно обращаться как с  инструментом, животным, и, что самое главное – они видели, что это эффективнее, чем долгие уговоры, мотивация «высокими идеалами», «воспитание сознательности» и т.д. Выйдя из заключения, такие люди нередко становились эффективными руководителями среднего, а то и высшего звена на «стройках века». Естественно, они транслировали свои «методы работы с людьми» своим подчинённым.

 

Таким образом началось инфицирование блатной этикой, «понятиями», нормальной жизни общества. Через мемы в песнях, через методики управления «по понятиям». А проникновение в общество уголовной мародёрской  этики создало почву и дало толчок для развития мародёрской, воровской  альтернативной культуры.

 Сначала воровская культура охватила маргинальные слои общества и территории: цеховиков, фарцовщиков,  золотодобывающие артели, а затем – и  торговлю, сервисные службы. Эти социальные группы, в совокупности обладали немалым материальным, финансовым ресурсом, причём плохо контролируемым государством. Осознав себя как класс, как общность, эта социальная группа стала пробивать себе место под солнцем.

 

Рассматривая под этим углом события 90-х годов, можно с уверенностью сказать, что этот класс, вступив в альянс с партийной элитой и спецслужбами,  победил.

Недаром Станислав Говорухин назвал события  начала 90-х «криминальной революцией».

 

Перечитал под это дело "Очерки... " В. Шаламова, и как то сопоставилось это с "Империей V" В. Пелевина. Ай да Пелевин... Ай да сукин сын...